Доклади та виступи



Использование различных видов самостоятельных работ учащихся начальных классов.

Гармоничному развитию творческой личности способствует включение учащихся начальной школы в творческую деятельность на уроках . Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у школьника способность самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к постоянному самообразованию.
Задача школы состоит в том, чтобы давать определенный минимум знаний - фактов, положений, истин научных, технических, политических, эстетических. Но самое главное - научить школьника овладевать методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления, закономерностями познания. Для этого нужно учить детей самостоятельности.
Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.
1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.
2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.
3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.
4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.
5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.
Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:
1) обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
2) следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
3) использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.
Существует 4 типа самостоятельных работ:
  1. самостоятельная работа по образцу;
  2. творческая самостоятельная работа;
  3. вариативная самостоятельная работа;
  4. конструктивная самостоятельная работа.
Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем; при объяснении нового материала.
Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.
Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.
1) Самостоятельный перенос знаний и способов действий в новые условия, использование их в новых ситуациях.
46 : 2 - (40 + 6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 = 20 + 3 = 23
65 : 5 = (50 + 15) : 5 = 50 : 5 + 15 : 5 = 10 + 3 = 13
Этот усвоенный способ дети применяют и переносят на другие случаи:
64 : 4, 84 : 7.
2) Гибкость мышления - переключением на обратный ход мысли: при решении задач разными способами.
3) Видение проблемы в знакомой ситуации — это умение поставить новые вопросы в данной ситуации и разрешить их.
28 – 14 – 7
·         Как изменится результат вычисления, если вместо одного или обоих знаков “– ” поставить знак “+”?
·         Что следует сделать с данным выражением, чтобы его значение равнялось 0, 24, 14?
4) Видение новой функции объекта - усмотреть в данном объекте (рисунок, выражение) такое, что непосредственно в нем не дано.
а) постановка специальных вопросов учащихся;
б) переформулирование вопроса и условия задачи на равносильные;
в) получение логических следствий из того, что дано.
5) Видение структуры объекта. 18, 21, 28, 33, 472, 81.
·         Сгруппируйте по признакам,
6) Комбинирование ранее известных способов при решении новой задачи. Самостоятельная работа эффективна, если проводится постоянно и на основе продуманной системы.
Еще одно условие для проведения самостоятельной работы учащихся - усложнение заданий и условий выполнения работы идет по нескольким направлениям:
1) Усложнение содержания заданий, когда их выполнение требует более сложных форм и приемов мышления.
2) Усложнение источников знаний.
3) Усложнение способов контроля со стороны учителя, рассчитанных на возрастающую самостоятельность школьников в учении.
Выполняя эти самостоятельные работы, дети приобретают опыт самостоятельной аналитико-синтетической мыслительной деятельности, учатся опираться на фаты при осознании и усвоении выводов, обосновывать свои ответы. Это ведет к четкости и доказательности ответов, а значит, и к твердости взглядов и убеждений, которые вырабатываются на основе приобретаемых знаний.
Самостоятельная работа учащихся должна входить органической частью во все звенья процесса обучения. Самостоятельная работа будет достаточно эффективной как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении их способностей, если она организована в системе уроков.
Методы инструктирования организации самостоятельной работы учащихся следует видоизменять с тем, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности. Нужно идти от показа образца и расчлененного инструктирования по отдельным частям задания к предъявлению инструкций, требующих от учащихся самостоятельных поисков некоторых материалов, средств, действий, а также инструкций, открывающих возможности для творчества школьников. Надо также практиковать и планирование работы самими учащимися под руководством учителя. Необходимо всемерно способствовать развитию у школьников конструктивных способностей, поощряя их инициативу в различных областях творческой деятельности.
Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися обучать их приемам самостоятельной работы: самоконтролю и самооценке. Необходимо отрабатывать организационные формы коллективной (парной) самостоятельной работы, включая эти формы в процесс объяснения или закрепления. Чтобы самостоятельная учебная деятельность протекала успешно, необходимо обязательно проверить у каждого результаты всех видов самостоятельной работы. Такую контролируемость можно осуществить, доверив большую часть учащимся. Но прежде чем доверить, нужно проконсультировать, проконтролировать качество самопроверки и взаимопроверки и четко выделять объект контроля.
При проверке письменных самостоятельных работ взаимоконтроль осуществляется в статической паре. Главным условием являются дружеские отношения. При выполнении устных видов самостоятельной работы следует использовать коллективное обучение, т.е. работу в различных парах — статических, динамических, вариационных. Необходимо создать условия и мотивацию для активной работы каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Задания для самостоятельной работы должны быть дозированы так, чтобы до конца урока учащиеся напряженно работали или коллективно, или по заданиям с адаптацией.
При включенном контроле проверяется качество самостоятельной работы, умение оценить работу товарища. При отключенном контроле задание дается ученику после отключения его от самостоятельной работы.
При организации самостоятельной работы главное заключается в том, чтобы располагать упражнения в системе, обеспечивающей постепенное повышение степени самостоятельности учащихся.
Методика самостоятельной работы каждого типа строится таким образом, что на каждом этапе выполнения задания учитель приучает учащихся думать, искать и находить ответ на поставленный вопрос, самостоятельно анализировать заданную ситуацию, выявлять взаимосвязь между разнородными объектами, выдвигать гипотезу о подмеченной взаимосвязи, осуществлять проверку справедливости ее и применять свою догадку для определения неизвестного числа.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий